Наибольшее развитие типовое проектирование получило в середине прошлого века, когда стране нужно было быстро и с небольшими затратами обеспечивать людей жильём, заново отстраивать разрушенные войной учреждения и предприятия. Разработка конструкций и проектов, подходящих для многократного строительства, способствовала развитию технологий, но мало разнообразила архитектуру населённых пунктов. Сегодня такой принцип проектирования в основном применяют в малоэтажном домостроении, а чтобы избежать однообразия, заказчикам предлагаются самые разные эстетические и планировочные решения. Рассмотрим, как может выглядеть двухэтажный дом в классическом стиле.
Классический стиль в малоэтажном домостроении
Индивидуально дом может быть спроектирован в любом стиле, но для типовых проектов обычно подбираются лишь несколько наиболее востребованных вариантов. В основном это, так называемые, современные стили 20 века, ведь в масштабах истории сто лет, в течение которых они формировались, не срок. Однако классицизм, зародившийся двумя столетиями ранее, обладающий широчайшими возможностями эстетического выражения, является счастливым исключением, и активно применяется сегодня.
- Этот стиль и по прошествии веков нравится людям за представительность и элегантность, ведь бетонно-стеклянный модернизм прямо скажем, на любителя. К тому же современные технологии, позволяющие вместо гипсовой лепнины использовать полимерную, да ещё и монтировать её самостоятельно, дают возможность получить респектабельный дизайн за адекватные деньги.
- Время не может не накладывать свою печать на что бы то ни было, и классический стиль архитектуры тоже видоизменился. В чистом виде его практически не увидишь, но его узнаваемые элементы компонуют с другими стилями, получая гармоничную эклектику.
- В интерьерах это достигается с помощью декора и аксессуаров, что же касается именно формы здания, то здесь проектировщики опираются именно на каноны классицизма. В первую очередь это касается подбора материалов: никакого пластика и металла, только камень, кирпич, дерево, черепица, штукатурка.
Под словом «камень» подразумевается не только материал природного происхождения, но и искусственный, коим является бетон. Ведь сейчас его научились делать с такими характеристиками, что соединяют в себе достоинства и камня, и древесины. Он может использоваться как конструктивно в виде стеновых блоков, так и в качестве декоративного отделочного материала (например, гипсобетонная плитка или стеклофибробетонная лепнина для фасада).
- Исторический и современный классицизм – это две большие разницы, объединяемые лишь непременной симметрией и величественной красотой. Ведь если в исторически сложившейся стилистике уклон больше делался в сторону античности, то сейчас в почёте простота, рационализм и минимум декора.
- Каноны классицизма просты и понятны, и позволяют построить не только дворец, но и скромный домик. Формирование фасада осуществляется в соответствии с ордерной системой, образующейся за счёт сочетания вертикальных конструкций или их имитации (колонны, пилястры), и горизонтальных линейных элементов (антаблементы, карнизы, пояски, русты).
- С помощью такой архитектурной композиции фасаду и придаётся художественная ценность – при условии, что соблюдены пропорции, конфигурация, последовательность и местоположение элементов. Хотя, современный классический дизайн зданий может обходиться и без колонн, которые в небольшом доме могли бы смотреться чересчур громоздко и неуместно.
- В таких случаях достаточно визуально выделить цоколь; сверху или между этажами предусмотреть карниз; выполнить соответствующее стилю обрамление проёмов и фронтонов. А так как классический каменный фасад обычно оштукатуривается, основным декором для стен становятся русты.
Рустованная штукатурка
- Такая архитектура, именуемая безордерной, использовалась и в отдельные периоды истории. В ней конструктивные приёмы формирования здания заменялись сначала конструктивно-декоративными, а потом и ложно-конструктивными (создание имитаций), что благодаря мастерству штукатуров, выполнявших лепнину и рустование, было намного экономичнее.
- Сегодня же и лепнину из гипса никто не делает. А зачем, когда можно купить полимерные декоративные элементы (в том числе и русты), и просто приклеить их в нужных местах? Главное - придать нужную конфигурацию зданию в процессе проектирования. Прежде всего, это крыша, обычно четырёхскатная, и треугольный фронтон, непременно обращённый вперёд, и находящийся строго по центру главного фасада.
- Если колонны в экстерьере классического дома могут полностью отсутствовать, то наличие горизонтальных элементов обязательно. Это может быть не полный антаблемент, представляющий собой трёхчастную композицию, но карниз, как её основной элемент, должен быть. Он может предусматриваться как в подкровельной части здания, так и служить для визуального разделения уровней.
- Дом в классическом стиле предполагает наличие минимум двух этажей, за счёт чего и создаются идеальные пропорции фасада. А придать ему разнообразие: поддержать симметрию, или наоборот, внести толику асимметричности, можно с помощью пристроек (крыльца, террасы, гаража) с идентичными основному блоку элементами.
Обычно дублирующим элементом является крыша, только меньшего размера, а контрастно выделенные столбы, её поддерживающие, могут сыграть роль колонн. Остальное уже дело техники - остаётся подобрать варианты декоративных элементов, но постараться не переусердствовать с их количеством. Кроме стенового декора, стиль можно поддержать и конфигурацией уличной лестницы, выполнив ограждения в виде балюстрады.
Представляем проект двухэтажного дома 10х15 м в классическом стиле, площадью 141,3м² - 337В Жемчужина. Основной блок здания дополнен крыльцом-верандой и навесом для машины, крыши которых, находясь на уровне первого этажа, красиво дополняют фасад и поддерживают стиль. Эта обновлённая классика – великолепный пример архитектурной привлекательности: строгая и без излишеств.
Экстерьер дома выглядит современно и свежо, но в то же время не даёт усомниться в принадлежности к стилю. Здесь и характерный прямоугольный эркер с треугольной крышей, и обязательный набор горизонтальных элементов, и соответствующее обрамление окон и даже русты, хоть и в небольшом количестве. Искусственный камень здесь присутствует не в отделке цоколя, а используется для акцентирования подоконных зон.
Контур парадного входа напоминает по очертаниям портик с колоннами, да и навес выполнен по тому же принципу. Они нарушают главенство симметрии здания, выдавая эклектичность фасада, и тем самым привлекая к себе внимание. Внешние поверхности стен гладко оштукатурены и оформлены рустовым камнем, приятно контрастирующим белизной на фоне сизо-голубого оттенка краски.
Крыша покрыта тёмно-синей битумной черепицей, на фоне которой весьма привлекательно смотрится белая окантовка карниза и поддерживающих его кронштейнов. На окнах и ограждениях ведущей на крыльцо лестницы, использована художественная ковка.
Конструкционные особенности дома
Проект дома рассчитан на строительство в Московской и Ленинградской областях, поэтому толщина стен определена с учётом расчётного теплосопротивления ограждающих конструкций именно этих регионов. Это 375 мм при условии возведения стен из пено- или газоблоков, для чего используется блок размером 625*375*250 мм, либо керамоблок (крупноформатный щелевой кирпич) формата 10,7NF. Данная толщина стен соответствует кладке в полтора кирпича обычного формата, но если строить дом из него, понадобится дополнительное утепление.
Несущая способность фундамента рассчитана с хорошим запасом прочности, что позволяет воспринимать дополнительные нагрузки, к примеру, от кирпичной облицовки, если заказчик пожелает заменить ею штукатурку. Спроектирован он в виде плавающей плиты с ростверком, дающей массу преимуществ:
- Ростверк жёстко связан с плитой арматурой, и обеспечивает коробке дома из таких низкоплотных материалов, как ячеистобетонные или керамические пустотелые блоки, отличную пространственную устойчивость.
- Не нужно отдельно делать цоколь из кирпича, что экономит немало времени.
- Не нужно отдельно заливать полы по грунту, или формировать черновой пол по балкам.
- Благодаря минимальному объёму земляных работ и малому количеству материалов для опалубки, плита получается наиболее экономичной.
- Такой фундамент может работать на большинстве типов грунта, и в 90 случаях его не приходится перепроектировать в процессе привязки к условиям участка.
Перекрытие над первым этажом монолитное, это необходимо для обеспечения коробке здания пространственной жёсткости. Чердачное перекрытие выполняется по балкам с закладкой между ними минеральной ваты, что даёт дому несколько преимуществ: уменьшаются общие нагрузки на фундамент и грунт; теплоизолируются помещения второго этажа; снижаются расходы на устройство перекрытий, сокращаются сроки выполнения работ.
Железобетонное перекрытие между этажами даёт возможность проектировать лестницу тоже в монолите, что избавляет заказчика отдельно заказывать дорогостоящую деревянную лестницу. Ну а металлическая - и вовсе не вписывается в классический стиль. Кстати, лестница здесь имеет двухмаршевую конструкцию с забежными ступенями: она компактно размещается в пространстве, и не отнимает у дома слишком много полезного метража.
Планировка первого этажа
В плане первый этаж имеет размер 10*15 м, но сюда входят и пристраиваемые части: навес для машины и крыльцо. Без них площадь первого этажа составляет 65,5м², и она включает в себя такие помещения:
- остеклённый тамбур 3,37м²;
- прихожая 4,67м²;
- лестничный холл 6,0м² (располагается в эркере);
- техническое помещение с отдельным выходом на улицу 4,98м²;
- кухня-столовая 17,7м²;
- гостиная с камином 19,15м² (частично располагается в выступающей части здания);
- локализованная «мокрая» зона, состоящая из: постирочной 5,0м²; гостевого санузла с душем 6,9м²; сауны 2,81м².
В жилых помещениях спроектированы большие панорамные окна от пола до потолка. В кухне-столовой в этом проёме может быть установлена раздвижная дверь, если заказчик примет решение об устройстве террасы. Учитывая, что вдоль светопрозрачной стены этого помещения можно поставить лишь обеденный стол, схема расположения кухонного оборудования может быть только Г-образной.
На второй внешней стене кухни есть ещё одно окошко меньшего размера, позволяющее осуществлять проветривание непосредственно в зоне приготовления пищи. Вдоль этой стены удобно установить рабочую столешницу с варочной панелью и мойкой. Всё остальное оборудование и шкафа для хранения продуктов и посуды размещаются вдоль смежной стены.
План второго этажа
Вот как выглядит перечень помещений второго этажа:
- лестничный холл 7,18;
- супружеская спальня с гардеробом 13,21/3,77м²;
- спальня 16,92м²;
- спальня 14,91м²;
- большой санузел с ванной, унитазом, биде и двойной раковиной10,07м².
Размеры всех спален достаточны, чтобы при необходимости в них можно было с удобством обустроить два спальных места – например, если в семье есть однополые дети близкого возраста, которым ещё не требуется отдельная комната. Как вариант, одна из спален может быть отведена под гостевую, или оборудована под рабочий кабинет.
Советы по оформлению интерьера
Для тех, кто любит классику, вряд ли стоит вопрос выбора стиля для оформления комнат. Своё индивидуальное видение интерьера захотят высказать разве что обитатели приватных помещений, но остальное пространство дома должно поддерживать концепции того стиля, который использовался при проектировании.
- Как и в экстерьере здания, при оформлении можно использовать лишь некоторые элементы классики, и вот какие из них наиболее актуальны сегодня. Прежде всего, конечно мебель. В классическом интерьере она должна быть изысканная, желательно изготовленная их благородных пород дерева (приветствуется и антиквариат).
- Её обивка или фасады шкафов должны хорошо гармонировать с отделкой стен по цвету и фактуре. Палитры подбираются преимущественно нейтральные, в бежевых, кремовых, золотистых и персиковых тонах, без резких контрастов.
- Для классического интерьера, как и для фасада, используются горизонтальные и вертикальные элементы декора. Стык потолка со стенами обязательно обрамляется широким карнизом. Поверхность самого потолка может быть украшена фризом, кессонной плиткой, красивой лепной розеткой вокруг обязательной люстры.
- Излишне говорить, что и люстра должна быть исполнена в классическом стиле: на несколько ламп с абажурами, хрустальными подвесками, либо в виде канделябров. Хотя, если в дизайне помещений будут использованы эклектичные сочетания, люстра может иметь и более современную форму, но должна выглядеть богато. Причём люстра может быть не одна по центру, а две, расположенные симметрично.
Кроме осветительных приборов, принадлежность к классицизму выдают филёнчатые двери и настенные панели. Если панели - слишком дорогой вариант отделки, можно выбрать менее затратные обои с соответствующим орнаментом. Межкомнатные и входные двери обязательно должны соответствовать выбранной стилистике.
Потолок может быть отделан как по базовому основанию простой или декоративной штукатуркой, так и с помощью подвесной (либо натяжной) конструкции. При его проектировании нужно только помнить о присущей классицизму симметрии, поэтому короба, ниши и другие фигуры на потолке должны этому канону соответствовать.
- Присущая классицизму лепнина в основном используется на потолке, и может применяться и на поверхностях подвесной конструкции. Важно только не переусердствовать с её количеством, учитывая небольшие масштабы помещений дома - ведь всё хорошо, что в меру.
- Два-три декоративных элемента вполне достаточно для отделки, если учесть, что концепции стиля будут поддерживаться цветовой гаммой, формой мебели, в орнаментах на обоях (дамаски, вертикальная полоска, однотонные жемчужные с мелким рельефом), фасоном портьер.
- Текстиль, кстати, является важнейшей составляющей классического интерьера, поэтому на выборе тканей нужно сосредоточить особое внимание. Окна должны быть оформлены правильно, с тонкой тюлевой занавеской и более плотными шторами на подхвате или с ламбрекеном. Приветствуется натуральный шёлк, гипюр, жаккард, атлас, цвет и узор которых должен гармонировать с обивкой мебели и настенными обоями.
Ну и конечно, не обойтись без аксессуаров, роль которых могут играть соответствующие стилю напольные вазы, антикварные подсвечники, фарфоровые статуэтки, зеркала и картины с пейзажами в позолоченных рамах. Очень важно найти каждому предмету оптимальное место. Для кухни следует подобрать гарнитур с классическим дизайном, сделать столешницу и плиточный пол под мрамор.
Заключение
Концепции классики создают в интерьере дома атмосферу аристократизма, её вряд ли захочется сменить в погоне за современными тенденциями. Благородная, но не слишком вычурная обстановка никогда не утомляет - тем более, что классика легко поддаётся эклектичным сочетаниям, и интерьер при желании можно освежить современными элементами декора.