При проектировании классических домов со скатными крышами архитектор работает с 2-мя основными объемами: 1-ый - коробка дома, 2-ой – крыша. При проектировании современного дома с плоской крышей работа происходит с 1-м основным объемом коробки дома. Поэтому основная задача и сложность при проектировании домов с плоскими крышами – это создание уникальных и выразительных фасадов, чтобы они не выглядели плоско, скучно и дешево.
Если архитектор работает с простыми объемами – куб или прямоугольный параллелепипед, без дополнительных объемов в виде капитальных выступов и эркеров, то эта задача максимально сложная при проектировании домов малой площади. Помимо создания интересных фасадов, архитектор должен применять такие решения, которые позволяют строить дома максимально рационально в условиях ограниченного бюджета, а также с учетом реалий нашего сурового климата.
Многие визуализации современных вилл, которые вы можете найти в интернете, подходят для реализации только где-нибудь в Испании или Италии, где 360 дней в году плюсовая температура и солнце, а также минимальное количество дождевых осадков. В наших же погодных условиях с дождями, снегом, с низкими температурами и их перепадами большинство европейских проектов вилл необходимо кардинально переделывать и адаптировать под наши региональные особенности климата.
Итак, рациональные архитектурные решения в плоскости фасадов:
- Одноцветные объемы. Это самое простое и в тоже время смелое решение, которое часто применяют при разработке дизайна зарубежных вилл. Как правило, это белый, бежевый цвет или оттенки серого, включая бетонный. В качестве примера можно привести виллу Raumplan House или Дом Бесконечности от испанского архитектора Альберто Кампо Баэса.
- Цветовой контраст между окнами и фасадом. Это самое популярное и экономичное решение. Чтобы правильно работать с цветами в архитектуре, нужно знать, что белый цвет выделяет дом на фоне природных ландшафтов и леса, а черный, наоборот, делает дом невидимым на фоне природы. Поэтому, если перед архитектором стоит задача максимально вписать и скрыть частную архитектуру в существующий ландшафт, он должен работать с темными цветами, которые растворяют дом за счет физических свойств света. Дело в том, что мы видим не предметы, а отраженный от них свет. Белый цвет – максимально отражает свет, поэтому такие объекты максимально заметные, а черный, напротив, максимально его поглощает.
На сегодняшний день есть 2 популярных контрастных цветовых тренда: 1) Основной цвет фасада - белый, оконные профили – с ламинацией темно-серого или черного цвета. Защитные колпаки на парапетах могут быть белыми или контрастно темными в зависимости от дизайнерской задачи. 2) Основной цвет фасада – черный или темно-серого цвета, оконные профили - с ламинацией под дерево. Такое сочетание цветов и привлекательный эффект от него у японцев называется одним словом Shibumi, которое можно перевести, как насыщенный, «вкусный». Черный не только максимально поглощает свет, но и максимально притягивает, поглощая наше внимание. Поэтому мы часто видим предметы роскоши, статусные вещи и аксессуары, дорогие автомобили и яхты черного цвета. Черный цвет может вызывать в душе человека мистические ощущения, как черное небо или черный квадрат Малевича.
Фасад можно выполнить 2 основными способами: 1. Фасадная штукатурка 2. Вентфасад с аквапанелями или ЦСП-плитами на подсистеме (обрешетке), окрашенными фасадной краской, покрытые микробетоном или с монтажом керамогранита (данный вариант самый дорогой, поэтому применяется только для отделки домов премиум класса). Во всех вариантах цветовых решений по фасадам рекомендую применять теневой западающий цоколь темного цвета.
- Формирование зон с помощью контрастных цветов или разных материалов на фасадах. Границами для формирования таких зон являются окна и внутренние углы. Контрастное заполнение может быть: 1) Вертикальное – над и под окнами, которое придает фасаду определенный ритм. Этот прием я еще называю штрих-кодом из-за соответствующей ассоциации. 2) Горизонтальное – между окнами с заходом на откос или полосой над окнами. Контрастные зоны можно выводить в одну плоскость по фасаду, либо малые зоны специально незначительно утапливать относительно основной плоскости фасада, создавая дополнительные тени на фасаде, а значит и дополнительные объемы. Именно благодаря игре света и тени на фасадах в течение суток создается его динамичность. Контрастное заполнение над и под окнами обладает еще одним дизайнерским эффектом – оно зрительно увеличивает окна и двери. Они кажутся больше и выше, чем есть на самом деле. Это особенно актуально при использовании экономичных ПВХ окон, которые сравнительно с алюминиевыми окнами имеют существенные ограничения в своих максимальных размерах глухих стеклопакетов. Самое экономичное решение для создания контрастных зон – это использование штукатурки разных цветов. Кроме того, заполнение можно выполнять реечными материалами, крупноформатными панелями вентфасада или узкими панелями под дерево. В качестве яркого примера можно привести виллу Paros House от британского архитектора Джона Поусона.
- Теневой цоколь дома. Я не согласен с теми архитекторами, которые занижают цоколь, чтобы сопоставить их с рендерами европейских проектов, приводя в качестве аргументов следующие утверждения, в ответ на которые я буду приводить свои доводы.
- Высокий цоколь нарушает пропорции дома в стиле минимализм. В качестве контраргумента просто приведу свои рендеры с цоколем высотой 50см. Цоколь в моем решении западающий с созданием дополнительной тени и соответственно – дополнительного объема. И он не нарушает пропорции дома. На экран выведу конструктивный узел моего решения. Архитектура современного дома с таким цоколем может быть подчеркнута широкими ступенями на крыльце или террасе, которые можно сделать парящими, усиливая эффект линейной подсветкой. Крыльцо я рекомендую проектировать под автомобильным навесом, чтобы защитить ступени от намокания и обледенения.
Даже Стеклянный дом от немецкого архитектора Мис ван дер Роэ, который является «иконой» современного минимализма в частном домостроении, приподнят над землей на 1,5м, т.к. учитывает особенности грунта и местности, в которой часто разливается протекающая рядом река. И также здесь применены широкие, парящие ступени.
- При низком цоколе или его полном отсутствии фасадная отделка не повреждается. Лукавят и выдают желаемое за действительное. Я видел готовые дома, в т.ч. блогеров, которые утверждают, что низкий цоколь – это нормально для нашего региона. Отделка фасадов уже через год эксплуатации загрязнена, повреждена или поменяла цвет на всех объектах, которые я видел. По этическим соображениям не выкладываю фото и видео. Можете проверить сами, если не верите. Дело в том, что высота в 50см не просто так определена нормативами в нашей стране. Такой высоты цоколь защищает отделку фасада от дождевых брызг и от тающего снега на сугробах. Проектировать дом, пренебрегая региональными особенностями климата и грунта, недопустимая для архитектора ошибка. В качестве альтернативы искусственному или натуральному камню я рекомендую следующие варианты современной отделки фасада, которые использую на своих объектах: А) Гидроизоляционная штукатурка Б) Керамогранит. И тот и другой материал я использую в темных цветах: черный или темно-серый.