Дороговизна земли в городах и слишком маленькие участки, выделяемые под индивидуальное жилищное строительство, привели к необходимости совмещения дома с надворными постройками: бассейном, сауной, или даже хозблоком. Но самыми популярными стали проекты домов из газобетона с гаражом - ведь машина, а то и две, есть практически в каждой семье. Рассмотрим возможные варианты планировки такого жилья на примере нескольких реальных проектов.
Почему лучше строить из газобетона или керамоблока
Люди издавна строили дома из дерева, камня и кирпича, а с советских времён на слуху керамзитобетонные блоки, шлакоблок, полистиролбетон, арболит. Но востребованность этих материалов в жилищном строительстве по разным причинам сошла на нет.
- Пиленый камень-ракушняк и кирпич – это тяжёлые и холодные материалы, требующие утолщения стен и активной теплоизоляции. Пиломатериал в силу малого сечения бруса вовсе не даёт сделать стены нужной толщины, и также требует утепления.
- Бетоны на лёгком наполнителе имеют чуть лучшие показатели теплопроводности, но недостаточные, чтобы соответствовать современным требованиям к теплоэффективности ограждающих конструкций.
- Ячеистобетонные блоки для малоэтажного строительства начали выпускать в 80-х годах прошлого века, но настоящую популярность они приобрели только с появлением более совершенных технологий автоклавирования.
- Согласно ГОСТ 25485 от 1989 года, ячеистые бетоны (как газо-, так и пено-) при плотности 500 кг/м3 даже после автоклавного синтезирования могли иметь минимальную конструкционную прочность (В1,5) - а могли и не иметь. Всё зависело от конкретного производителя, в том числе и морозостойкость блоков, которая при такой плотности нормировалась в пределах F15 - F35.
- Сегодня гораздо лучшие - а главное, стабильные показатели, автоклавные газоблоки (газосиликат) имеют даже при плотности 300 кг/м3: класс прочности В2, и морозостойкость минимум 100 циклов. Такая прочность не позволяет строить двухэтажные дома, но благодаря низкому коэффициенту теплопроводности, обусловленному малой плотностью камня, блоки D300 становятся самыми привлекательными для строительства домов одноэтажных.
Строительство одноэтажного дома с гаражом из газоблока
- Чем выше плотность, тем выше и прочность бетона на сжатие. Класс В2,5 у блоков D400 позволяет построить мансардный дом с лёгкими перекрытиями, а блоки D500 с прочностью В3,5 (а то и В5) вообще стали основным материалом для строительства двухэтажных домов с железобетонными перекрытиями.
- Конкурент у газоблока этой плотности только один – крупноформатный керамический камень (тёплая керамика). Он имеет не только пустоты в теле блока, но и само глиняное сырьё подвергается поризации в процессе обжига. В сырьевую смесь закладывают соломенную или рисовую сечку – выгорая, она оставляет воздухонаполненные поры.
- Средняя плотность тёплого керамического камня получается 700 кг/м3 (хотя уже появились керамоблоки 580 кг/м3). Это больше, чем у теплоизоляционно-конструкционного газоблока D500, но благодаря высокому проценту пустотности, теплопроводность получается такой же (а прочность повыше).
Газосиликатный блок и тёплая керамика
Так что для строительства двух-трёх этажных домов в лице керамоблока мы имеем хорошую альтернативу. Но в одноэтажном строительстве более эффективного материала, чем газоблок плотностью 300-400 кг/м3 пока ещё не придумали - а домов с одним этажом, как ни крути, строится больше.
Проекты домов с гаражом
Выбор проекта обусловлен условиями строительства, и в первую очередь имеет значение размер участка. Если он небольшой, поставить одноэтажный дом вряд ли получится, ведь при необходимости устройства гаража занять под него придётся гораздо больше сотки. При наличии мансарды или второго этажа, дом с гаражом может иметь размер в плане 8*9 м или 9*10 м. А если есть ещё и цокольный этаж, что очень удобно для участка на склоне, при таких габаритах дома можно получить существенную прибавку площади. Все эти варианты и рассмотрим на конкретных примерах.
Одноэтажный дом с гаражом на одну машину (проект 67-07)
Любой создатель проекта дома с гаражом старается минимизировать площадь конструкций, сопрягающихся с жилыми помещениями. Это стремление обусловлено такими нюансами, как:
- стремление к противопожарной безопасности;
- необходимость избавить дом от выхлопных газов;
- шумозащита;
- уменьшение вероятности конденсации паров из-за разницы температур, если гараж неотапливаемый.
По этим причинам архитектор нередко старается придать дому, к примеру, Г- образную форму, дабы вынести гараж в отдельное крыло. В проекте 67-07 дом имеет Т-образную конфигурацию и развёрнут так, чтобы крыло, в котором располагается гараж, оказалось на переднем плане (ближе к калитке, чем входная дверь).
Размер дома со всеми выступающими частями составляет 19,15x14,15 м, общая площадь – 135м². Войти внутрь можно не только с крыльца, но и из гаража (через постирочную). Из тамбура попадаешь в Т-образный холл, связывающий между собой все помещения дома: кухню-гостиную, четыре спальни и два санузла. Сзади дома предусмотрена терраса, выйти на которую можно из гостиной и одной из комнат.
Дом малой площади, с мансардой и гаражом (проект 58-56A)
Если вам не требуется большого количества спален, но очень нужен гараж, можно построить небольшой дом с мансардой и гаражом общей площадью всего 66м². Размер дома в плане составляет 10,0 х 6,6 м, что подходит почти для любого маленького участка. Гараж вместе с бойлерной находятся в отдельном блоке, отделённом от остальной части дома противопожарной стеной. Помещений над этим блоком нет, так как мансарда надстроена не над всей площадью первого этажа, но крыша у них общая (просто продлён один скат).
Рядом с гаражными воротами располагается терраса, одновременно выполняющая функции встроенного крыльца. Козырьком ему служит вылет междуэтажного перекрытия, на котором базируется балкон, а тому, в свою очередь - вылет основной крыши. Войдя в дом попадаешь в холл, не отделяемый дверью от небольшой гостиной-кухни. Здесь же находится санузел, и забежная лестница, ведущая на мансарду. Наверху кроме двух спален и маленького холла, из которого можно выйти на балкон, помещений нет.
Двухэтажный дом с гаражом на две машины (проект 45-16AG)
В наше время, когда люди вынуждены жить в пригороде, а работать в городе, одной машиной на семью не обойтись. Соответственно, при выборе проекта нужно учитывать не только количество спален, но и площадь гаража, если в него нужно поместить два автомобиля. Для семьи из 3-4 человек, у которой имеется два автомобиля, идеально подойдёт проект 45-16AG. По нему можно пстроить двухэтажный дом в стиле райта, с тремя спальнями и гаражом на 2 а/м. Гараж здесь спроектирован в виде пристройки с отдельной крышей, за счёт которой дому обеспечивается визуальная многоуровневость. Эту же задачу решает и примыкающая к заднему фасаду терраса, имеющая точно такую же, как у дома и гаража крышу.
Над гаражом и смежной с ним котельной никаких помещений нет - соответственно, площадь второго этажа меньше площади первого. Внизу размещается полноценная гостевая зона с большой гостиной, столовой и отдельной кухней, плюс прихожая и гостевой туалет. В маленьком холле располагается поворотная маршевая лестница, ведущая на второй этаж. Здесь находятся три спальни площадью 13, 15 и 18м² (самая большая с индивидуальной ванной комнатой), а так же санузел и гардеробная общего пользования.
Дом в трёх уровнях, с гаражом в цоколе (проект 36-69)
На участках с переменным рельефом домов с большими рамерами в плане обычно не строят. Ступенчатый фундамент является затратной статьёй расходов, и чтобы сэкономить на нём, проектировщики стараются уменьшить площадь дома в плане, добавив дополнительный этаж: цокольный, второй или мансардный. Какой именно – зависит от того, сколько комнат требуется заказчику, хочет ли он иметь лишние санузлы, или, к примеру, сауну. Если много жилой площади не требуется, дополнительным этажом при строительстве на склоне может быть только цокольный этаж, но чаще всего предусматривается ещё и мансарда.
Именно такой вариант и представлен проектом 36-69. В плане дом площадью 192м² весьма компакнтен, имеет форму вытянутого прямоугольника с размером сторон 13,5x8,7 м. При необходимости размещения на участке с уклоном, дома обычно ориентируют торцом в пониженную часть ландшафта, поэтому главным фасадом является узкая сторона дома. Иногда въезд в гараж можно расположить сзади (но не сбоку), но чаще всего подъезд к дому осуществляется с пониженной стороны, а гараж является центральным элементом экстерьера.
В данном проекте гараж на две машины занимает переднюю половину цокольного этажа, вторая же половина занята под технические и мокрые помещения. Здесь находится котельная-постирочная, санузел и комната отдыха, к которой примыкают ванная комната и финская сауна. С улицы в цокольный этаж можно попасть только через гараж, с домом он сообщается с помощью удобной маршевой лестницы.
Главный вход вполне может располагаться и в цокольном этаже, но здесь крыльцо с тамбуром и прихожей традиционно находится на первом – в отдельном пристроенном блоке. Вся площадь первого этажа отводится под зону дневного обитания: гостиную с камином, и большую кухню-столовую (рядом гостевой туалет). В мансарде располагаются только три спальни и ещё один санузел с душевой вместо ванны. Кому нужны более существенные водные процедуры – добро пожаловать в цокольный этаж, где есть и ванная, и сауна.
Двухэтажный дом с террасой на крыше гаража (проект 57-05F)
Капитальный гараж, конечно, вещь необходимая, но в загородном доме людям хочется так же иметь место для приватного отдыха – если не патио для чаепитий, так хотя бы солярий. При дефиците места сделать террасу проблематично, но если есть гараж, место для отдыха можно устроить на его крыше - в современном проектировании это довольно распространённый приём. Наглядным примером тому является проект 57-05F, рассчитанный на строительство двухэтажного дома площадью 161м² и размером 16х10 м (вместе с гаражом).
Гараж здесь даже не пристроенный, а обособленный, но чтобы обеспечить выход на крышу со второго этажа дома, располагается к нему очень близко - стена к стене. Железобетонное перекрытие просторного гаража (на 2 а/м), поверх которого устроена эксплуатируемая плоская кровля, ограждается по периметру невысоким каменным парапетом и декоративными металлическими перилами. Сам дом имеет форму квадрата со сторонами 10х10 м - чтобы избавить потенциального заказчика от повышенных расходов, которые неизбежно влечёт за собой сложная геометрия коробки и крыши.
Несмотря на то, что гараж обособленный и внутреннего сообщения с домом не имеет, его площадь входит в общую площадь дома. На первом этаже имеются тамбур, холл, гостиная, отдельная кухня, гостевая комната и санузел. На втором этаже три хозяйские спальни, ванная комната и гардеробная, через которую и осуществляется выход на террасу, расположенную на крыше гаража.
Обособленное положение гаража позволяет использовать его для хранения автомобиля, работающего на газе. Это важно, поскольку строительные правила запрещают хранить такие машины во встроенных гаражах.
Какой размер должен иметь гараж
При проектировании отдельных или встроенных гаражей, их размеры принимаются с учётом классификации машин по габаритам. Всего существует 4 категории легкового и коммерческого транспорта с такими габаритами:
- малый 3,8 х 1,6 х 1,7 м;
- средний 4,3 х 1,7 х 1,8 м;
- внедорожный 5,16 х 2,0 х 1,97 м;
- микроавтобусы 5,5*2,4 х 2,3м.
Гараж для них можно спроектировать вместе с домом индивидуально, но в типовом проектировании высота гаража всё же ограничена высотой этажа дома, поэтому быть выше 2,8-3,0 м никак не может. При планировке помещения под гараж приходится ведь учитывать не только габариты самой машины, но и зазоры, которые должны выдерживаться по бокам и сверху как в проёме ворот, так и в отношении стен и потолка. Для хранения одной машины достаточно 18-24м². Для двух автомобилей нужно минимум 34м² – с учётом расстояния между ними 60 см при одновременной парковке.
Имея две машины разных габаритов, можно поискать проект дома, в котором кроме встроенного гаража, предусмотрен ещё и уличный навес. Так же гараж может объединяться не с самим домом, а с другими отдельными надворными постройками – баней, хозблоком, мастерской, террасой на грунте или крыше.