С точки зрения архитектуры готический стиль является одним из самых сложных, эффектных, и, несмотря на его кажущуюся аскетичность, дорогих. Для его адекватной реализации нужен как минимум большой загородный участок, дающий возможность не просто втиснуть «хоромы» между простыми, невзрачными коробками на улице, но и красиво вписать здание в окружающий ландшафт. В основном построить трёхэтажный загородный дом в готическом стиле мечтают люди, подспудно желающие воплотить детскую мечту о жизни в красивом замке. А почему бы и нет, если возможности позволяют?
Готика в современном прочтении
Основателем готического стиля считается аббат Сюжер (Сугерий), бывший в XII веке советником и биографом двух французских королей. Именно он перестроил храм в аббатстве Сен-Дени так, чтобы тот был залит светом и поражал великолепием окон, после чего по достоинству оценённая идея стала применяться при возведении других соборов во Франции и за её пределами.
- В каждой стране стиль обрастал своими деталями, поэтому со временем готику, которая царствовала почти четыре столетия, стали подразделять на: раннюю, зрелую и позднюю. Со временем менялась форма окон, арок и колонн, иным становился принцип членения фасада, одни элементы теряли актуальность, другие появлялись. Для архитектуры такая эволюция вполне нормальна.
- В наш век эклектики, когда практикуется смешение стилей, увидеть готику в чистом виде невозможно - и уж тем более в облике жилого дома. Тем не менее, использование определённых элементов: купольных крыш, башенок, контрфорсов, круглых и стрельчатых окон, арок и витражей позволяет моментально определить применённую стилистику даже неспециалисту.
- Некоторые архитектурные элементы зданий сегодня стали играть совсем другую роль, порой чисто декоративную. Например, контрфорсы: ранее они использовались как опорные конструкции, с целью усиления углов здания, обеспечения стенам пространственной жёсткости. Да и не мудрено, что стены нуждались в дополнительных опорах - их толщина составляла более полутора метров, а монолитного железобетона ещё не существовало.
- Сегодня стены вообще возводят из облегчённых теплоэффективных материалов, позволяющих сделать кладку минимальной толщины, так что необходимость в контрфорсах вообще отпала и делают их исключительно, чтобы обозначить принадлежность здания к заданному стилю.
- То же самое можно сказать и о лестницах. В замках их делали очень узкими - это давало возможность пройти только одному человеку, что было связано с безопасностью, возможностью защищаться при нападении. Делают такие лестницы и сегодня, но больше для красоты, из стекла и металла, и только индивидуально.
- В типовых проектах, предназначенных для многократного применения, таких решений не бывает, потому что в эксплуатации винтовая лестница очень неудобна. Максимум, что позволяют себе проектировщики, это конструкции с забежными ступенями, но если места достаточно, всегда стараются предусмотреть марши с поворотной площадкой.
Современные дома в готическом стиле представляют собой строения с одной или несколькими башенками, вокруг которых базируются блоки здания с простой геометрической формой. В зависимости от региона, возводят их из пиленого камня-ракушняка, кирпича, шлакоблока, но чаще используют теплоэффективные керамические или бетонные блоки. Кирпич если и применяется, то только в качестве облицовочного фасадного материала. Хотя сегодня есть немало видов материалов, позволяющих кирпичную и каменную кладку достоверно имитировать.
Проект SKY FALL FH-300
В свете всего вышесказанного, предлагаем ознакомиться с проектом SKY FALL FH-300, по которому можно построить трёхэтажный дом в готическом стиле. Размер его в плане всего 13,6х13,6 м, но благодаря наличию двух полноценных этажей и мансарды, это даёт возможность получить 300м² полезной площади.
Внешне у дома есть все необходимые элементы, характерные для средневекового замка: главная башня и второстепенные башенки с бойницами, высокими крышами со шпилями, надстройками и флюгером; круглое окно-роза и стрельчатые проёмы; эркеры. Контрфорсы и краеугольные камни декоративные, проёмы обрамлены по всем канонам классической архитектуры. Отделка фасада кирпично-каменная, иного и быть не может при использовании готического стиля.
Вместо дорогого цокольного этажа, требующего строительства фундаментной ленты глубокого заложения, здесь предусмотрен фундамент монолитная плита. Предусмотренный поверх неё ростверк выполняет функцию цоколя и обеспечивает стенам пространственную жёсткость. Стены возводятся из автоклавного газобетона, выгодно отличающегося на фоне других стеновых материалов, сочетанием низкой теплопроводности с нормальным запасом прочности, и адекватной ценой.
Материалоёмкость капитальных ограждающих конструкций максимально снижена за счёт рационального подбора параметров коробки, их кратности размерам применяемых блоков плюс толщина швов, что позволяет обходиться без лишних отходов из-за раскроя. Это касается не только прямых участков стен, но и простенков между окнами, эркеров, в углы которых вписываются целые блоки.
Толщина стен составляет 400 мм, так как проект рассчитан на строительство в Московской и Ленинградской областях, поэтому блоки для строительства используются размером 625*400*250 мм. В доме всего одна внутренняя несущая стена - остальное перегородки толщиной 100 мм, что тоже снижает стоимость коробки.
Обратите внимание: В проекте максимум внимания уделено безопасной эксплуатации конструкций, возможности удобного монтажа встраиваемых или навесных элементов фасада. Например, панорамное окно между первым и вторым этажом, где предусмотрен второй свет, разделено на две части за счёт железобетонной балки. Она для надёжности заанкерована в распределительный пояс по периметру кладки, соединённый арматурой с монолитным перекрытием. А углы эркеров выполнены под таким градусом, чтобы не мешал установке элементов водосточной системы.
По желанию заказчика проектировщик может включить в здание дополнительные конструкции, позволяющие пристроить гараж на две машины, террасу, бассейн, зону СПА.
Поэтажная планировка
Теперь рассмотрим, что внутри здания. Площадь этажей несколько отличается за счёт конструкционных особенностей коробки - эркера, второго света:
- первый этаж 106м²;
- второй этаж 94м²;
- мансарда 100м².
Этаж 1
Трапециевидный эркер объединяет только первый и второй этажи, на его крыше находится терраса, куда можно выйти из расположенной в мансарде игровой зоны. По традиции на первом этаже находится большое общее помещение, совмещающее функции гостиной, столовой и кухни. Благодаря эркеру оно имеет Г-образную форму и имеет площадь 63м², что позволяет одновременно принять человек 20 гостей.
Кухня отделяется от остального пространства только коротким простенком, но это даёт возможность при желании установить полноценную перегородку с дверью. Хотя удобнее всего было бы осуществить зонирование с помощью барной стойки, ведь накрывать большой стол для банального перекуса не имеет смысла. Как вариант, в дополнение к двухлинейному гарнитуру можно установить кухонный остров с парой обеденных мест.
В передней части дома находится круглая башенка с лестничным маршем, гостевая спальня 18м², санузел 7м² с примыкающей к нему котельной 5м². Все помещения объединяются холлом 13м² с двумя гардеробами, в который попадаешь со встроенного крыльца - оно имеет форму портала, так как находится в обрамлении выступающих частей дома. На фасаде крыльцо визуально обозначается аркой стрельчатой формы, что очень украшает внешний вид парадного входа.
Окна предусмотрены во всех помещениях, в том числе санузле и котельной. В гостевой зоне они есть по всему периметру, в том числе спроектировано и окошко-фартук на стене, вдоль которой будет располагаться рабочее оборудование кухни. В техническом помещении по желанию клиента вместо окна проектировщик может предусмотреть отдельный вход.
Этаж 2
Второй этаж полностью отведён под приватную зону, в которой находится три, так называемых, мастер-спальни. Этим термином современные архитекторы обозначают спальни, объединяющие в себе несколько функциональных зон, чаще к спальному месту добавляется гардеробная и санузел.
В этом проекте данное преимущество имеет не только супружеская спальня, предназначенная для супружеской хозяйской пары, но и остальные комнаты, в которых могут обитать члены семьи институтского или школьного возраста. Лишь в одной из спален, позиционируемой как детская, нет отдельного гардероба - но зато площадь самой комнаты больше других, и в ней есть место для игровой зоны.
Площадь спален составляет 14,0м², 16,0м² и 18,0м²; к ним примыкают ванные 7,0м², 7,0м² и 5,0м² соответственно; и две гардеробных по 6м². Помещения сгруппированы между собой в отдельные приватные зоны, выходя из которых попадаешь в холл с большим проёмом в перекрытии, образующим второй свет. Из холла можно пройти по лестнице как на первый этаж и улицу, так и попасть в расположенную в мансарде зону отдыха.
Этаж 3
Мансардный этаж отдан под зону свободной планировки. Больше половины его пространства (60м²), отделённого несущей стеной, позиционируется как зона отдыха, в которой можно устроить бильярдную, домашний кинотеатр, кальянную, бар. Во второй половине этажа имеется два закрытых помещения: кабинет 18м² и сауна с раздевалкой и постирочной 12м². Оставшуюся площадь занимает туалет и лестничный холл. Если кабинет никому из членов семьи не нужен, вместо него можно сделать гостевую спальню, а на первом этаже в отдельной комнате устроить тренажёрный зал.
Рекомендации по оформлению интерьеров готического дома
Готика – это стиль храмовый, а потому не подразумевает воспроизведения в помещениях маленькой площади. Именно поэтому в предлагаемом проекте предусмотрено два больших помещения по 60м² на первом этаже и мансарде - вот их вполне можно оформить в соответствии с внешней архитектурой дома.
Материалы отделки
Стиль готика подразумевает грубую, но светлую отделку стен, выполнить которую можно с помощью:
- крупнозернистой декоративной штукатурки, рельеф которой формируется в пластичном состоянии за счёт фракции наполнителя и приложения инструмента;
- обычной штукатурки, на полупластичную поверхность которой расшивкой или силиконовой формой наносится имитация швов каменной или кирпичной кладки;
- гипсобетонной плитки;
- клинкерной плитки.
Можно, конечно, применить для стеновой облицовки и натуральный камень. Но с ним ремонт проходит дольше и обходится намного дороже, так как материал есть не везде, а доставка издалека бывает затруднительной. Камень может быть в виде резаных плиток ракушняка, либо крупноформатных плит (слэбов). Очень хорошо для готического стиля подходит чёрный мрамор, которым можно отделать камин, полы и столешницы.
Для отделки стен можно использовать и деревянные панели, лучше всего это будет смотреться в кабинете или спальнях. Панели отлично комбинируются и с декоративной штукатуркой, а ещё лучше с обоями соответствующего дизайна. Обои могут быть однотонными, с мелкими штрихами или вкраплениями, с повторяющимся паттерном геометрической или растительной тематики, или фотографические, с изображением храмовых сводов или стрельчатых арок.
Потолки для готического стиля лучше проектировать в подвесном варианте, в виде кессонов из дерева, или гипсокартона, с витражными или зеркальными вставками, с красиво обработанными патиной фальшбалками. Как вариант, можно выполнить имитацию кессонов с помощью гипсовой плитки. Храмовому стилю вообще присуща тенденция богатой отделки потолка на более скромном фоне стен.
Если хотите, чтобы это действительно было красиво, кессонный потолок лучше заказать через дилера именитому производителю, а не пытаться делать это самостоятельно - не имея соответствующих знаний и навыков, руководствуясь лишь найденными в сети роликами.
Полы в готических интерьерах в идеале должны быть каменными или керамическими, из крупных плит, уложенных по диагонали, образующих панно, либо имеющих мозаичный или геометрический рисунок. В спальнях лучше стелить ламинат или паркетную доску тёмных тонов, если применять ковролин - то однотонный серый, бордовый или коричневый.
Декор для готического интерьера
Главным украшением готического интерьера являются окна, которые отличаются не только формой, но и геометрической раскладкой. Они могут дополняться обычными портьерами в пол или фигурными ламбрекенами, но нередко оставляются и без текстильного обрамления. Например, если в окно вставлено витражное стекло, никакого дополнительного декора и не потребуется. Лучше всего витраж смотрится в окнах круглой и стрельчатой формы, которые проектом SKY FALL предусмотрены в мансардном этаже.
Во времена зарождения готики в качестве стенного декора применяли настенную роспись, фрески. Можно сделать это и сейчас, только тематику нужно выбрать правильно, да квалификация художника должна быть на уровне. На стене большого общего помещения будет отлично смотреться и граффити в стиле архитектурной готики, изображающее, к примеру, своды или купола храма, орнаменты готических роз (круглых окон) и вимпергов (треугольных декоративных фронтонов).
Для готики свойственно применение мебели и предметов из кованого металла. В спальнях это могут быть кровати, оконные и каминные решётки, перила на лестнице, рамы зеркал или картин, декоративные подсвечники и этажерки, дверные ручки, пристенные столики, и даже стулья.
Цветовая гамма интерьера может быть как светлая, так и тёмная, с применением серых, чёрных, бордовых, тёмно-коричневых, фиолетовых тонов – всё зависит от того, хочется ли вам придать интерьеру некой мистичности. Следует только помнить, что тёмные интерьеры лучше подходят для спален и быстрее приедаются, а ведь дорогую облицовку, к примеру, из чёрного мрамора не заменишь так просто, как можно переклеить обои.
Достоинством готики является то, что в неё можно легко вписать современные предметы декора, хотя в мебели всё же нужно придерживаться канонов стиля. Она так же хорошо комбинируется с классикой, ампиром, кантри и этникой, что позволяет создавать в интерьерах органичные эклектичные сочетания.
Заключение
В интерьерах готического дома можно вообще использовать иные направления дизайна, ведь, к примеру, для спален этот стиль не слишком подходит. Здесь лучше применять близкие по духу исторические стили, но не столь вычурные как рококо, барокко или модерн. Лучшим выбором будет арт-деко, так как для него тоже характерны геометрические и этнические узоры, симметрическая закономерность, полутона и отсутствие ярких пятен за исключением цветного витража. В арт-деко больше шика, чем в готике - но в спальне, которой пользуются лишь один или два человека, он уместен и делает комнату более уютной.