В этой статье я расскажу про секреты утепления крыши в общем и на примере утепления ее эковатой.
На рынке огромное количество утеплителей, с помощью которых можно утеплить чердачную крышу, которые по своей практической пользе для потребителя по своей сути мало чем отличаются. Не сильно вдаваясь в технические характеристики материалов, абсолютно все производители и продавцы предлагают Вам купить ВОЗДУХ, который и выполняет основную функцию теплоизоляции в конструкциях дома. А все остальное, за что Вы платите – это 1. «Упаковка воздуха» в виде самого структурообразующего материала и 2. Маркетинг – это пряные травы рекламы для вкусной подачи товара. Об этих 2х составляющих подробнее.
А. «Упаковка» предлагается продавцами из различных материалов – полимерных, минеральных и натуральных, с помощью которых создается привычная нам форма в виде плит или матов, внутри которых находится воздух. Основные задачи утеплителя:
- Создать объемную структуру – то что можно взять в руки, увидеть и, в конце концов, выставить на полки и продавать. Т.к. продавать просто ВОЗДУХ – было бы верхом наглости и неприличия
- Полученная форма удерживает внутри своих пор и полостей не простой воздух, а неподвижный. Внутри утеплителя отсутствует конвекция - это перенос тепла путем перемешивания нагретого воздуха с холодным. Если проще - подул ветер и все тепло от прогретого дома улетает в холодное пространство улицы. Чтобы этого не было – нужен утеплитель. В теории в чердачном пространстве можно создать деревянный каркас высотой 30-40см и закрыть его со всех внешних сторон ветрозащитной мембраной, полностью исключив продуваемость – и воздух внутри этой конструкции будет идеально сохранять тепло в доме.
- Чтобы утеплитель дольше сохранял свою структуру, а значит и функцию – он должен быть качественным.
- Сам материал, которые образует структуру волокон или гранул, должен обладать низкой теплопроводностью, а процентное соотношение материал-воздух в утеплителе должно быть в пользу воздуха.
Б. Маркетинг. Каждый производитель старается круче и эффектнее продать Вам воздух в своей упаковке, поэтому придумывают нереальные страшилки, с которыми суждено столкнуться загородному жителю или преимущества, высосанные из пальца.
- Экологичность. Приставка «ЭКО-» должна автоматически подразумевать высокую экологичность материала. К сожалению, название является не более, чем красивым рекламным слоганом. Часто сталкиваясь с подобным рекламным беспределом, я вывел следующую закономерность: «чем больше продавцы говорят об экологичности материала, тем он менее экологичен»! Эковата – это целлюлозный утеплитель на основе переработанных печатных изданий (газеты, журналы, справочники и т.п.), которые уже содержат в своем составе различные типографские краски, масла, отбеливатели, плюс бумажная основа защищена от возгорания и биоповреждений грибком, плесенью с помощью антисептиков и антипиренов – это примерно 20-25% от общей массы целлюлозы. А если посмотреть гигиенический сертификат и список вредных веществ, которые содержатся в эковате, возникает логичный вопрос как материал с таким большим списком вредных веществ может называться ЭКОватой? Любая продукция, которая появляется на рынке обязана иметь гигиенический сертификат, который нормирует ПДК вредных веществ, иначе продукта просто не было бы в продаже. Но как этот сертификат получается в нашей стране, уверен, Вы догадываетесь или знаете. При этом для утепления чердачного пространства нам это свойство абсолютно безразлично (нам не нужно им дышать, пробовать на вкус, спать на нем или укрываться им), т.к. оно находится на внешней стороне чердачного перекрытия за слоем пароизоляции.
- Высокая теплопроводность. Не больше ни меньше, чем у минеральной ваты. Помните, что везде мы утепляем одним и тем же – воздухом. А вот сплошность укладки и отсутствие холодных участков на крыше – это уникальное преимущество, о котором остановлюсь более подробно ниже.
- Материал паропроницаемый, т.е. при возможном попадании влаги в утеплитель изнутри дома, влага должна беспрепятственно испаряться на улицу. Данное свойство – это тоже рекламный ход, т.к. можно утеплять и полимерными не паропроницаемыми утеплителями. Во-первых, влага при качественной пароизоляции чердачного перекрытия изнутри, не может попасть в утеплитель. Такое просто невозможно при качественном и технологичном строительстве. Во-вторых, в каменном доме нет проблемы избыточной эксплуатационной влажности. Она присутствует только в первый год строительства, когда из конструкций дома таких, как газобетонные стены, стяжка, оштукатуренные стены, куда влага попадает в процессе производства и затем через несколько месяцев испаряется естественным образом. При эксплуатации каменного дома инерционном доме – из кирпича, газобетона, монолита невозможно добиться нормативной влажности даже с использованием бытовых парогенераторов. Из многолетнего опыта наших партнеров – эковата в чердачном перекрытии всегда остается сухой
- Биостойкость. Мышевидные грызуны эковату не употребляют в качестве еды. Это самое забавное преимущество, которым пользуются практически все продавцы. Да – не едят, но легко делают в утеплителе ходы и с удовольствием селятся внутри целыми коллониями. И это более актуально для каркасных домов, где необходимо предусматривать защиту стены от грызунов с помощью стальных сеток. Возвращаясь к вопросу экологичности: что это за чудо-эко-материал, который не едят даже мыши?
А теперь я перечислю реальные преимущества эковаты без рекламы, которые имеют как для строителя, так и для потребителя практическую пользу. И благодаря которым я начал применять ее в своей практике. Их всего три, и они самые важные!
- Самое важное преимущество – это удобоукладываемость, сплошность, надежная тепловая защита и защита от «кривых рук» – нет стыков и плохо утепленных участков. 100% защита от кривых рук и некачественного утепления. Основная проблема работы с плитным утеплителем в том, что на перекрытиях домов со сложной геометрией много слабых участков, где в теории рабочие могут схалтурить: внутренние и внешние углы дома, примыкания к элементам стропильной системы, к трубам вентиляции, дымоходам. Кроме того, работа с плитным материалом предусматривает слоистость утепления с использованием материала различных толщин 5, 10см и, соответственно, наличие скрытых работ. Т.е. каждый последующий слой утеплителя (которых, как правило не менее 3х) перекрывает предыдущий со всеми возможными косяками, негерметичными стыками между собой и некачественными примыканиями к балкам. Возможные проблемы можно обнаружить уже только при тепловизионном исследовании с наступлением холодов.
- Разумная и конкурентная в сравнении с другими типами утепления стоимость.
- Быстрая скорость укладки. На площадь 100м2 и общий объем утеплителя 40м3 потребуется всего 3 часа работы.
Мы отбросили весь рекламный шлак и, все равно, получили – прекрасное решение по утеплению крыши.
Особенности эковаты:
- Толщина утеплителя выбирается с учетом усадки материала, которая составляет - 10-15%), поэтому эковату нужно насыпать с запасом, «с горкой». Мы руководствуемся финскими нормативами по тепловой защите и рекомендуем толщину утепления от 40 до 60см
- Не выдувается. После укладки через некоторое время на поверхности образуется пленка на основе лигнина, что препятствует сдуванию гранул эковаты при попадании ветра в чердачное пространство.