Дома площадью менее 100 м² на современном рынке недвижимости стали самым востребованным и продаваемым продуктом. В таком доме вполне комфортно может чувствовать семья из 3-5 человек, а в качестве загородной резиденции ему просто нет цены, так как наибольшая часть площади здесь отведена именно под гостевую зону. Рассмотрим, как выглядит одноэтажный дом из газобетона 8х12, спроектированный в одном из наиболее популярных архитектурных стилей.
Особенности органической архитектуры
В масштабах истории сто лет не срок, поэтому стили, зародившиеся в начале прошлого века, до сих пор считаются современными. Одним из них является стиль Райта, названный по имени создателя – выдающегося американского архитектора. В принципе, Ф.Л. Райт создал три уникальных направления в архитектуре, каждое из которых можно вполне считать отдельным стилем:
Направление стиля и пример проектирования | Краткая информация |
Стиль прерий
|
Органической называют архитектуру, в которой реализован принцип взаимодействия человека с архитектурой и окружающим ландшафтом. Одним из таких направлений стал стиль прерий, для которого характерны: вертикальное деление фасада колоннами; горизонтальность, приземистость здания; скатные крыши с широко выступающими карнизами. Именно это направление стало наиболее применяемым в проектировании частных жилых домов. |
Текстильное направление
|
Бетонные блоки выпускались и более века назад, и уже тогда архитектора Райта печалил факт, что самый прочный в мире материал остаётся таким уродливым. В качестве решения проблемы он предложил изготавливать кубовидные блоки с пустотами, через которые их можно нанизывать на стержневую арматуру по типу бусин на нитке. При этом раствора уходило меньше, а кладка выглядела опрятнее. Архитектор пошёл дальше, и придумал для блоков поверхностные орнаменты. Фасад перестал нуждаться в штукатурке, а поверхность бетона получилась высокоэстетичной и похожей на ткань – отсюда и название направления «текстильное». Конечно, это эксклюзив, и в типовом проектировании применяться не может. Однако основные концепции: высокие потолки, симметрично расположенные помещения и непременные панорамные окна, здесь тоже соблюдены. |
Усонский дом (Usonian House)
|
Ещё одно детище архитектора Райта – это усонский дом, который изначально предназначался для людей со средним достатком. Это не столько архитектурный стиль, сколько определённый принцип проектирования небольших домов без гаража и хозяйственных пристроек. Нередко они имеют Г-образную форму, позволяющую застроить не слишком удобный, но более дешёвый земельный участок. Такие дома всегда строятся из бетонных блоков, могут иметь как скатную крышу, так и плоскую, и этот принцип в коттеджном строительстве сегодня является наиболее применяемым. |
Дома, спроектированные в стилях органической архитектуры, позволяют экспериментировать с формой здания и его содержанием, воплощать в жизнь неординарные решения, не вносящие дисгармонию в ландшафт. Естественность линий и внутренний комфорт, особенно подкреплённый отделкой с применением природных материалов, придаёт дому особый колорит и позволяет владельцу ощутить, что это и есть дом его мечты.
Проект Windows Panorama, и его особенности
Дом по проекту Windows Panorama спроектирован с применением основных концепций стиля Райта, в одноэтажном варианте, с низкой четырёхскатной крышей; панорамными окнами высотой от пола до потолка, но стандартной ширины; относительно недорогой комбинированной внешней отделкой, в которой штукатурка сочетается с фиброцементными панелями.
Размеры дома в плане 11,88*9,4 м, что позволило получить 90 м² общей площади. Такие «некруглые» размеры обусловлены типоразмерами применяемых материалов: арматурных стержней, стропильных балок, листов металлочерепицы, газобетонных блоков с учётом толщины швов между ними. Чем меньше кроится материал, тем меньше его расход – а это прямая экономия.
Основные конструкции дома
Материалы и технологии для дома в проекте подобраны так, чтобы минимизировать затраты не в ущерб качеству, и осуществить строительство в наиболее сжатые сроки. Взять хотя бы автоклавный газоблок: его укрупнённый формат (в данном случае это 625*375*250 мм), а так же ровные грани блоков с минимумом отклонений от номинала, позволяют вести кладку быстро, и не на растворе, а на клею.
- Если крупный формат экономит время, то хорошая геометрия – деньги, так как толстые швы и неровные плоскости блоков не только повышают трудоёмкость кладки, но ещё и снижают её теплотехническую однородность. Но главное достоинство газосиликата, конечно не в этом. Имея достаточную для конструкционного использования прочность, он является теплоизоляционным, и это делает построенный из таких блоков дом энергоэффективным.
Проект WINDOWS PANORAMA, как и многие другие из этой серии, разработан с таким расчётом, чтобы стены можно было возводить не только из газобетона, но и керамоблока формата 10,7 FH, а так же выкладывать стены в полтора кирпича.
- У низкоплотного камня, коим является газобетон, есть и свои недостатки. Например, он очень чувствителен к подвижкам грунта, на что реагирует трещинами. Компенсируются они устройством правильного фундамента – в данном случае, это плита с направленными вверх рёбрами жёсткости (ростверком). Такой конструктив обладает и массой иных преимуществ.
- Наличие ростверка на плитном фундаменте позволяет обойтись без утомительной выкладки кирпичного цоколя, а сама плита, являясь черновым основанием пола, избавляет от необходимости его формирования по грунту или каркасу. Одно это делает фундамент экономически самым целесообразным – не говоря уже о том, он имеет высокую прочность и отменную пространственную устойчивость.
Кладка газобетонных стен на плитном фундаменте
- Крыши домов, проектируемых в стиле Райта, имеют четыре низких ската с широко выступающими свесами. Такие конструкции в строительстве называют вальмовыми, и от двухскатных они отличаются тем, что таких элементов, как фронтонные стенки, здесь нет. Их место занимают торцевые треугольные скаты, при малой высоте в коньке значительно сокращающие не только визуальный, но и фактический объём крыши.
- Такая крыша отличается красивыми пропорциями и смотрится эстетично, хотя из-за увеличенного расхода металлочерепицы или профлиста при раскрое, её вряд ли можно назвать экономичной. Однако экономить тут неуместно, так как именно от крыши и зависит эстетическое восприятие фасада в целом.
Снизить расходы на устройство кровельного покрытия можно заменой листового материала штучным. Например, это может быть гибкая черепица, с применением которой отпадает и ещё одна статья расхода – обшивка торцов крыши.
Планировочные решения
Вход в дом осуществляется с небольшого крыльца с бетонным козырьком, красиво оформленного реечными перегородками. Прилегающим к входной двери помещением является небольшой холл, и это единственное транзитное помещение во всём доме.
С одной стороны холла располагается детская или гостевая спальня, отделяемая от него Z-образной перегородкой. Такая конфигурация в плане не только повышает устойчивость конструкции, но и позволяет в ответвлениях сделать встроенные гардеробы с каждой стороны. Подобный архитектурный приём создаёт большое удобство, ведь благодаря образуемой перегородкой нише, шкаф для верхней одежды будет утопать в стене, а не занимать место в холле и мешать проходу. То же самое касается и спальни, находящейся по ту сторону перегородки.
Кроме этой спальни есть ещё две, площадь каждой составляет 11,7 м². Это идеальный размер помещения, позволяющий разместить в нём всё необходимое для ночного отдыха двух обитателей. Если же комнатой пользуется один человек, которому не нужна двухспальная кровать, в таком помещении можно установить и мини-диван, и стол с компьютером, и обустроить игровую зону, если это ребёнок. Для установки большинства предметов можно использовать зоны оконных проёмов, тем более что в двух спальнях из трёх предусмотрено по два окна.
Главным помещением в доме является, конечно же, гостиная, под которую выделено целых 40 м². В ней располагается Г-образная кухня, большой обеденный стол на 8 персон, и угловой диван с журнальным столиком, устанавливаемый так, чтобы видеть и навешенный на стену телевизор, и ландшафт за окном.
Окон в гостиной целых пять: четыре больших, расположенных на одной стене анфиладой, и одно окошко-фартук, призванное обеспечивать дневным светом зону кухни. Вдоль подоконника располагается рабочая столешница с варочной панелью и мойкой, что позволяет хозяйке сочетать приятное с полезным, любуясь заоконным пейзажем в процессе готовки и мытья посуды.
Со стороны кухни к общему помещению примыкает санузел, и их тоже разделяет профилированная перегородка. В совмещённой гостиной она позволяет установить в нишу холодильник, морозильную камеру, и встроить шкафы для парковки мелкой бытовой техники типа микроволновки или кофемашины.
В ванной комнате ответвление перегородки тоже образует нишу, но небольшую. Она находится с торца ванны, и её вполне достаточно, чтобы организовать там удобные полочки для шампуней, мочалок и прочей мелочёвки. Кроме этого в помещении есть место не только для необходимого санитарного оборудования в виде раковины и унитаза, но и для просторной душевой кабины.
Гостевого туалета здесь нет, но есть возможность установить дополнительный унитаз в техническом помещении, отведённом для установки котла - оно имеет немаленькую площадь 5 м², что обусловлено действующим нормативом. А чего площади пропадать даром, когда самому котлу для установки достаточно одного угла? В котельную можно установить стиральную машину, организовать место для сушки и глажки белья - благо что окошко для проветривания тоже имеется.
Особенности интерьерного дизайна в стиле Райта
Коль уж дом спроектирован в соответствии с канонами органической архитектуры, вполне логично, чтобы и его внутреннее содержание было таким же. Здесь можно применять концепции минимализма в сочетании с природными формами, использовать этнические детали, характерные для Дикого Запада или Японии. У архитектора Ф.Л. Райта к Японии было особо трепетное отношение, и многие элементы архитектуры он заимствовал именно оттуда.
- Пространство дома, оформленного в стиле Райта, должно быть визуально целостным, в нём нет места случайным вещам. Предметы обстановки необходимо подобрать так, чтобы не загромождать пространство, демонстрировать даже некую приземистость – хотя и пустоты тоже быть не должно. А так как в доме высокие потолки (3 м) и окна в пол, в любой комнате, даже маленькой спальне, будет много света и места.
- Со стилем прерий отлично сочетаются концепции лофта, но без грубых патинированных поверхностей и оставленных на виду труб. Важную часть антуража могут составить светильники угловатой, круглой или квадратной формы. Приветствуются подвесные потолки с витражными вставками, гладкие лакированные потолочные балки, комнатная зелень или соответствующая тематика в отделке стен.
Стиль Райта в дизайне гостинойЯпонские мотивы в форме окон и дверей, классические кессону на потолкеДобротная деревянная мебель для кухни в стиле Райта
- На стенах вполне может быть фактура кирпичной кладки, только аккуратная, без нарочитого намёка на старину. Элементы классики допустимы в дизайне потолков (кессоны, хрустальные люстры) и форме дверей. Шкафы должны быть однотонными, не растворяющимися визуально на фоне стен.
- Приветствуется комбинированная отделка помещений, когда к примеру, каменная кладка сочетается с штукатуркой или деревом. Цветовые решения в духе минимализма: ахроматические, или светлые холодные оттенки с несколькими цветовыми пятнами для оживления картинки. Никакого абстракционизма, хаотичности красок или вычурных орнаментов.
Мебель должна иметь простую геометрию и быть максимально удобной. Желательно, если это будет натуральное, крепко сбитое дерево с присущей ему цветовой гаммой. Единственное, что может внести толику свободы в подобную строгость, так это детали этноса: японские двери и окна с квадратной раскладкой; простые по фасону, но элегантные рулонные шторы; хорошо подобранные потолочные светильники и, к примеру, подсвечники; безделушки, привезённые из путешествия по экзотической стране.
Заключение
Преимуществом стиля прерий в интерьерах заключается в его эклектичности, возможности интересно сочетать минимализм с органикой, лофтом и этносом. Казалось бы, получается настоящая мешанина. Однако, Фрэнк Райт сумел создать на её основе гармонию, и превратил сей «винегрет» в отдельное направление в интерьерном дизайне, не теряющее своей актуальности и в настоящее время. Главное, как говорил незабвенный архитектор, даже к постройке курятника относиться как к возведению собора.