Содержание
- Cлучаи, когда имеет смысл проектировать гараж на участке:
- Основные мифы о гаражах.
- Миф первый. Построить гараж – это дешево.
- Миф второй. Пристроенный к дому гараж экономит площадь участка.
- Миф третий. Гараж нужен для склада.
- Миф четвертый. Пристроенный к дому гараж – это удобно и комфортно.
- Миф пятый. Гараж нужен в качестве мастерской.
- Миф шестой. Пристроенный гараж украшает фасад за счет дополнительного объема.
- Резюме
Для большинства владельцев загородных домов строительство автонавеса и хозблоков решает на 100% вопрос по комфортной парковке автомобилей на участке и хранению различного имущества и инвентаря.
Cлучаи, когда имеет смысл проектировать гараж на участке:
- Если авто-слесарное дело – ваше хобби или основная профессия, т.к. в основном техническое обслуживание и ремонт автомобилей производится в специализированных центрах.
- Для хранения, мелкого ремонта и обслуживания мото-техники: мотоциклы, квадроциклы, снегоходы, садовые тракторы или райдеры.
- Для хранения, мелкого ремонта и обслуживания маломерных судов: лодок и катеров.
- Если вы живете в регионах, где зимы с экстремально низкими температурами, чтобы вы могли завести свой автомобиль в сильные морозы.
- Если вы живете в доме и в коттеджном поселке премиум-класса, где ликвидность объекта недвижимости определяется в т.ч. наличием гаража.
- Если вы коллекционируете ретро-автомобили или владеете автомобилями премиум-класса.
Во всех остальных случаях строительства гаража – это выброшенный деньги на ветер. Недостатков и затрат по его реализации больше, чем плюсов, часто притянутых за уши. Мне, как и любому строителю, разумеется, выгодно построить вместе с домом еще и капитальный гараж, но я это делаю только в случаях, которые описал выше.
Основные мифы о гаражах.
Миф первый. Построить гараж – это дешево.
Стоимость строительства – этот главный фактор, который быстро даст Вам правильный ответ на вопрос: быть гаражу или не быть. После того, как заказчики узнают его стоимость, 99% из них, оправившись от шока, отказываются от этой шальной идеи. Многие не понимают, что построить гараж – это не дешевле, а часто дороже строительства жилого дома. Из чего же складывается цена:
- Капитальные конструкции такие же, как для дома: монолитный фундамент, несущие стены и кровля.
- Дорогостоящие автоматические гаражно-секционные ворота, ПВХ-окна для инсоляции и залпового проветривания, теплая металлопластиковая дверь.
- Инженерная подготовка. Канализация с трапами для водоотведения, вода для минимойки и для мытья рук, влагостойкие светильники. Вентиляция влагостойкая вытяжная (не менее 4х вытяжных вентиляторов) необходима для удаления выхлопных газов, технических запахов и уменьшения влажности, которая образуется от мокрого кузова и колес, а также в случае использования минимойки для мытья пола или автомобиля. Система отопления лучше теплыми водяными полами с отдельным котлом, т.к. в случае отопления радиаторами лед и снег, падая с колес на пол, не тают полностью, а подтаивая могут образовывать непреодолимые ледяные «лежачие полицейские», которые можно удалить только ломом или лопатой, повреждая напольное покрытие.
- Внутренняя отделка. Напольное покрытие должно быть специальным, устойчивым к механическим повреждениям (шипы от зимних колес), к воздействию технических жидкостей (масло, бензин и т.п.). При устройстве стяжки с разуклонкой к трапу маяки следует убрать, чтобы в последующем они не ржавели. Обязательно предусмотреть пандус с разуклонкой брусчатки. Отделка стен и потолка должна быть влагостойкая и легко мыться.
Вывод: если вы ограничены в средствах, но гараж вам необходим, то я рекомендую строить только отдельно стоящий, т.к. его можно спокойно построить после того, как вы уже будете жить в доме. Все, что для этого нужно сделать – предусмотреть гараж на генплане участка. Кроме того, вы сэкономите на налогах, т.к. в случае пристроенного гаража, его площадь будет прибавляться к общей налогооблагаемой площади.
Миф второй. Пристроенный к дому гараж экономит площадь участка.
Это популярное заблуждение, в которое верит 100% людей. Но меня поражает тот факт, что его распространяют в том числе и профессиональные архитекторы.
Исходные данные:
- Нормативные отступы для отдельно стоящего гаража по 1м от каждой границы участка.
- Если гараж является частью дома, то в таком случае минимальные отступы следующие: 3м от соседнего участка и 5м от дороги.
- На примере стандартного участка в 10 соток с размерами 25 х 40м я покажу 4 схемы расположения дома с внешними габаритами 10х10м и гаража на 2 автомобиля размерами 7,5х6,5м.
На схеме 1 и 2 положение дома неизменно с сохранением минимально допустимого расстояния от дороги 5м. Условные плюсы схемы 1: а) позволяет заехать в гараж сразу с улицы, б) не нужны дополнительные автоматические откатные ворота для заезда на участок. Главный минус – нет дополнительных открытых парковочных мест, например, для гостевых автомобилей, поэтому данная схема является непопулярной. Вместо нее я рекомендую схему 4 с двумя дополнительными парковочными местами. При необходимости можно замостить брусчаткой зону перед домом для увеличения зоны паркинга.
Схема 2 абсолютно нежизнеспособна, т.к. пространства перед воротами в 5м недостаточно для парковки большинства автомобилей. Данная зона неэффективна и отнимает полезную площадь участка. Поэтому комплекс строения дом-гараж я рекомендую отодвигать от границы минимум на 7м вглубь участка согласно схеме 3 для организации 2х дополнительных парковочных мест, а при необходимости и больше.
При этом на схеме 3 с пристроенным к дому гаражом наглядно показано, что дом смещается вглубь участка и отнимает от него ландшафтную площадь в 20м², компенсируя это увеличением технической площади с противоположной стороны или дополнительной ландшафтной зоны.
Для схем 2, 3 и 4 необходимо несколько ворот: автоматические откатные ворота для заезда на участок и гаражно-секционные ворота для гаража по количеству автомобилей.
Но есть 2 решения, которые позволяют сэкономить на вторых воротах:
- Построить автонавес с дополнительными открытыми парковками. В таком случае вам нужно будет установить одни откатные ворота для въезда на участок.
- Второе решение я назвал «Американская парковка». Данный принцип организации участка покажу на примере одного из моих объектов. Комплекс строения дом-гараж утоплен в глубь участка на 7м, а забор с 2х сторон примыкает к углам гаража. В данном случае нужны только гаражно-секционные ворота на гараж и калитка для доступа на участок.
Кроме того, в проекте дома с пристроенным гаражом вам нужно дополнительно предусмотреть буферное помещение – тамбур, который необходим для пожарной безопасности и для отсечки жилого дома от проникновения выхлопных газов, технических запахов и грязи. Проектирование данной транзитной зоны происходит в ущерб полезной площади дома.
Вывод: пристроенный к дому гараж не экономит площадь участка, а перераспределяет ландшафтные зоны перед домом. Плюс, гараж отнимает полезную площадь от дома в виде тамбура.
Миф третий. Гараж нужен для склада.
У человека есть уникальная способность захламить любое предоставленное ему пространство. Это явление я назвал «эффектом Окками». Окками – это мифическое крылатое змеевидное существо из фильма «Фантастические твари и где они обитают», которое заполняет любое пространство, в которое его поместить: от маленькой коробочки до большого зала.
Для эффективного и организованного хранения всех вещей, инвентаря и колес на загородном участке мною разработаны 2 типоразмера хозблоков максимально экономичных в своей реализации, о которых я подробно рассказал в предыдущем выпуске: компактный 1х5,9м с наружным доступом и вместительный 3х5,9м с внутренним доступом.
Гараж же на 1 машину имеет минимальные внешние габариты 4,5 х 7,5м с общей площадью застройки 34м² против 18м² вместительного хозблока. Т.о. площадь гаража, а значит фундамента и крыши в т.ч., почти в 2 раза больше вместительного хозблока, но при этом площадь стен, по которым идет основная организация хранения у гаража, становится больше всего на 25%. Т.е. все то, что хранится в гараже, может легко разместиться в хозблоке меньшего размера. Главное правило эффективного хранения – это грамотная организация систем хранения по всей высоте стен с использованием стеллажей и специальных креплений.
Вывод: для хранения инвентаря, колес и вещей стройте специальные хозблоки – они меньше, удобнее и дешевле.
Миф четвертый. Пристроенный к дому гараж – это удобно и комфортно.
Комфорт пристроенного гаража сильно переоценен! Пройти 5-10м от отдельно стоящего гаража до крыльца не проблема, даже если на улице холодно или идет дождь.
ЛЕНЬ сильнее комфорта! Почему – для этого покажу 2 сценария:
- сценарий «идеальный», он же «комфортный», как его рисуют себе в голове сторонники пристроенного гаража. Открыть откатные ворота / заехать на участок и остановить машину / закрыть откатные ворота / взять второй пульт и открыть гаражно-секционные ворота / заехать в гараж и заглушить двигатель / закрыть ворота / при закрытых воротах открыть багажник и достать пакеты / закрыть багажник / открыть 1ую дверь тамбура и зайти в тамбур / закрыть 1ую дверь тамбура / открыть 2ю дверь тамбура / зайти в дом и закрыть 2ую дверь тамбура.
-
сценарий «реальный», он же «ленивый», как будет на самом деле из опыта реальных жильцов. Открыть откатные ворота / заехать на открытую парковку или под автонавес, не заезжая в гараж / закрыть откатные ворота / заглушить двигатель / открыть багажник и достать пакеты / пройти по открытому участку до крыльца и открыть входную дверь / войти в дом и закрыть дверь.
Каждое действие в сценарии – это новое движение рукой. В 1м сценарии почти в 2 раза больше совершаемых действий - 7 против 12. Какой сценарий вам ближе? Лень – лучший индикатор полезности при выборе вещей и конструкций.
- Есть еще третий сценарий «компромиссный», про который мне рассказал один из моих клиентов. Открыть откатные ворота / заехать на участок и остановить машину / закрыть откатные ворота / взять второй пульт и открыть гаражно-секционные ворота / заехать в гараж и заглушить двигатель / при открытых воротах открыть багажник и достать пакеты / закрыть багажник / закрыть гаражно-секционные ворота / пройти по открытому участку до крыльца и открыть входную дверь / войти в дом и закрыть дверь.
При данном сценарии хозяин дома оказался настойчивым с директивной мыслью: «если я построил гараж, то буду всегда им пользоваться, чтобы оправдать свое вложение». При этом к логистике с преодолением двух дверей через тамбур он не смог привыкнуть, т.к. все равно удобнее заходить в дом через основное крыльцо.
Вывод: человек всегда стремиться к тому, что проще и быстрее. При любой возможности не заезжать в гараж, вы оставите машину перед ним. Например, летом практически никогда не заезжают в гараж. А тем временем он быстро превращается в хламосборник, в который можно будет заехать только после глобального расхламления.
Миф пятый. Гараж нужен в качестве мастерской.
Многие мужчины мечтают иметь мастерскую, например, столярную или слесарную, где они будут создавать невероятные вещи и конструкции в выходные, в отпуске или на пенсии. Так при чем тут гараж? Проектируйте сразу специальное строение для соответствующей мастерской, где будут спроектированы места под верстак, шкафы, стеллажи, с зонами для станков и оборудования, с функциональным освещением и вентиляцией.
Миф шестой. Пристроенный гараж украшает фасад за счет дополнительного объема.
Гараж в классической архитектуре всегда уродует главный фасад своим нелепым дополнительным объемом и воротами, которые всегда на фасаде смотрятся ужасно как черный квадрат Малевича на картине Шишкина. Только в стиле хай-тек ворота гаража можно грамотно обосновать архитектурными приемами. И даже в домах в стиле хай-тек я рекомендую отдельно стоящие гаражи.
Резюме
- Автонавес или гараж? Автонавес с хозблоком.
- Гараж пристроенный к дому или отдельно стоящий? Всегда только отдельно стоящий гараж.
- Гараж на 1 или 2 автомобиля? Если строится гараж для автомобилей, то только для двух.
По просьбам некоторых подписчиков я разработал 2 типовых проекта гаражей из газобетона толщиной 250мм со следующими габаритами:
- 7,5 х 4,5м для 1 авто
- 7,5 х 6,5м для 2 авто