Во всех своих проектах при планировании мебели в жилых помещениях я использую множество приемов и правил. Про некоторые из них я уже рассказывал:
- Правило равновесия комнаты, когда плоскость комнаты с крупногабаритной мебелью представляется в виде плоскости с равновесной осью посередине.
- Правило осевых линий, когда в планировочной программе создается несколько параллельных и перпендикулярных линий, с помощью которых определяются закономерности в симметрии и эргономике жилой комнаты с учетом расположения мебели, оптимальных расстояний для проходов и перемещений, в том числе для создания светотехнического проекта.
Все эти правила работают и в проекте Master Dom. На примере этого же проекта поделюсь с вами еще несколькими правилами, которые многие дизайнеры не знают. Я это связываю с тем, что принципы дизайна и планировок квартир шаблонно и ошибочно применяются и в загородном доме
- Правило связки. Размеры, симметрию и пропорции окон нужно определять только по фасаду снаружи. В приоритете – симметрия окон на фасаде. Ошибочно «ловить» симметрию внутри помещения. Архитектор должен проектировать дом, положение окон и расстановку мебели в единой связке. Положение окон определяет положение кровати, столов, шкафов и наоборот. Проектировать одно без другого неправильно. Проекты домов, где на плане нет рекомендуемой расстановки крупногабаритной мебели и сантехприборов заведомо провальные. Особенно это касается компактных домов до 150м².
- Правило фокусов. Часто на канале спрашивают, почему в своих проектах я располагаю ТВ на внешней стене с видовыми окнами, приводя в аргумент фразу: «так будет бликовать ТВ, который будет невозможно смотреть». Такое стереотипное мнение есть у многих, поэтому решил объяснить логику. Расположение ТВ на внутренней стене загородного дома частая ошибка большинства дизайнеров. В квартирах гостиные меньше, окна чаще расположены только на одной внешней стене, а 3 стенки – глухие, поэтому вариантов больше, когда ТВ можно смонтировать, а диван прижать к внутренним стенам. В квартирах, как правило, нет панорамных окон в пол, а из стандартных окон с подоконниками с дивана улицу не увидишь. Да и смотреть из окон обычно не на что. В загородном доме в гостиной, как правило, видовые окна в пол располагаются по 2м, а иногда и по 3м внешним стенам. Поэтому остается только 1 глухая внутренняя стена, к которой я и приставляю спинкой диван. При таком расположении телевизора и дивана для сидящих открываются несколько фокусов внимания:
- Панорамное видовое окно с видом на сад или природный ландшафт. Это может быть одно или несколько окон по 2м фасадам.
- Телевизор с оптимальным расстоянием «глаза человека - экран ТВ». Чем ближе диван к стене с панорамными окнами, тем больше объем охвата окружающего ландшафта.
- Камин в данном проекте можно разместить по внешней стене справа или слева от окна. Посередине между столовой и гостиной можно расположить камин с трехсторонним остеклением, тогда он будет удобно просматриваться с 3х разных мест – с дивана, обеденного стола и от острова, а также визуально зонировать зону гостиной от столовой.
- Арт-объекты в интерьере. Если есть простенок с учетом штор, на который можно повесит ТВ – хорошо, но даже если окно большое и ТВ располагается в свету окна, то это никак не исключает данное правило, а наоборот – это яркий пример работы Правила. Да… Как бы вы не располагали ТВ – бликов на нем не будет. Во-первых, ТВ смотрят чаще вечером при зашторенных окнах, а если днем – то все тоже самое: окна закрываются шторами блэк-аут и никаких бликов на экране нет. Размещать диван спинкой к панорамному окну в загородном доме – это преступление!
- Правило ракурсов. Положение мебели в жилых помещениях является отправным для будущего ландшафтного проектирования. Согласно данному правилу определяем основные точки созерцания, которые соответствуют проекциям головы человека, например, на диване 2 точки. Проводим от каждой точки по 2 линии по краям оконных откосов, получая ракурсы, которые открывают взгляду определенные ландшафтные зоны. Для удобства используем разные цвета или разные штриховки: 2 линии от одной точки – один цвет. Зоны между внутренними линиями от 2х точек созерцания в одном оконном проеме, или зоны пересечения ракурсов из нескольких окон заштриховываем, получая главные ракурсы, которые открывают взору с разных мест внутри дома основные ландшафтные композиции. Данное правило действует абсолютно для всех жилых и функциональных помещений на 1м этаже, включая кухню и ванную. Для помещений верхних этажей процесс определения ракурсов сложнее, т.к. требует работы с объемной 3D-моделью проекта, добавляя 3-ю плоскость по вертикали. Если участок небольшой, то данное правило не работает для верхних этажей, т.к. из окон будут видны только соседние участки, сформированный окружающий природный ландшафт и перспективы.
- Слияние объемов. Данный архитектурный прием я использую при проектировании интерьеров домов. Покажу его на примере проекта Master Dom. Для визуального и фактического увеличения пространства гостиной к нему добавляются объемы межэтажной лестницы со 2-м светом и освещение от окна над поворотной площадкой лестницы. Для этого убирается несущая стена и остаются 2 колонны с балкой. Помимо включения пространства лестницы в объем гостиной мы открываем лестницу с одной стороны с помощью стеклянного ограждения, убирая эффект узкого коридора, т.к. в противном случае лестничный марш останется зажатым с 2х сторон стенками. И лестница со своей отделкой становится конструкцией, которая будет украшать интерьер гостиной, делая его уникальным. Плюс, диван может задвинуть в нишу.